Задачки «Да-Нетки»
- это задачи с неполным условием. Перед первым представлением задачи с неполным
условием надо подробно объяснить ученикам правила игры: выслушав условие задачи
и вопрос к ней, вы можете задавать любое количество вопросов, но задавать их
нужно так, чтобы можно было ответить только «Да» или «Нет».
Пример задачи с неполным условием:
Джон вышел из
комнаты, хлопнув дверью. Когда он вернулся, на полу была разлита жидкость,
валялись разбитые стёкла. Мэри уже умерла. От чего умерла Мэри?
|
Вопросы |
Ответы |
1. |
Её прижало
дверью? |
Нет |
2. |
Она замёрзла? |
Нет |
3. |
Мэри-кошка? |
Нет |
4. |
Мэри-мышка? |
Нет |
5. |
Её смерть
связана с открыванием двери? |
Да |
6. |
Получился
сквозняк? |
Да |
7. |
Она умерла от
простуды? |
Нет |
8. |
Она разбилась? |
Нет |
9. |
Что-то
разбилось? |
Да |
10. |
Мэри при этом
пострадала? |
Да |
11. |
Разбился
аквариум? |
Да |
12. |
Мэри-рыбка, она
умерла от удушья? |
Да |
Ответ прост:
Аквариум стоял на подоконнике. Когда Джон вышел из комнаты, хлопнув дверью, окна
открылись и столкнули на пол, стоящий на подоконнике аквариум. Аквариум
разбился. Мери умерла от удушья.
Пример.
Когда Жан пришел домой, Жаклин уже спала. Жан лег спать. Ночью он проснулся, и
почувствовал, что хочет пить. Утолив жажду, он снова лег спать а, проснувшись
утром, обнаружил, что Жаклин мертва. Расскажите, как было дело.
|
Вопросы |
Ответы |
1. |
Жан хотел убить Жаклин? |
Нет |
2. |
Если бы не он, Жаклин бы была жива? |
Да |
3. |
До того, как он проснулся ночью, она была жива? |
Да |
4. |
Она умерла после того, как он проснулся ночью? |
Да |
5. |
Жан ее убил? |
В некотором смысле да |
6. |
Он ее застрелил? |
Нет |
7. |
Задушил? |
Нет |
8. |
Отравил? |
Нет. |
9. |
Он ее убил каким-то предметом? |
Нет |
10. |
Он дал ей что-то выпить или съесть? |
Нет |
11. |
Он вообще хотел ее убить? |
Нет |
12. |
Он убил ее случайно, выходит? |
Да |
13. |
Жаклин была его женой? |
Нет |
14. |
Любовницей? |
Нет |
15. |
Домработницей? |
Нет |
16. |
Жаклин жила с Жаком? |
Да, в одной квартире |
17. |
Жан любил Жаклин? |
Не имеет значения |
18. |
Она была блондинкой или брюнеткой? |
Некорректный вопрос |
19. |
Она была блондинкой? |
Нет |
20. |
Брюнеткой? |
Нет |
21. |
Она была красивая? |
Не имеет значения |
22. |
Она ночью спала рядом с ним? |
Нет. |
23. |
Она спала на другой кровати? |
Нет. |
24. |
На диване? |
Нет. |
25. |
Она вообще спала лежа? |
Нет. |
26. |
Стоя? |
Нет. |
27. |
Она спала не как все люди? |
Да. |
28. |
Она человек? |
Нет. |
29. |
Жаклин животное? |
Да. |
30. |
Птица? |
Нет. |
31. |
Сухопутное животное? |
Нет. |
32. |
Водоплавающее? |
Да. |
33. |
Рыба? |
Да. |
34. |
Он утолил жажду, выпив всю воду у нее из
аквариума? |
Да. |
Вопросов
может быть и больше, продвижение к ответу медленное, спешить нельзя, ни в коем
случае не подсказывать. Первое время ребята задают немного вопросов; им
необходимо помогать, давая оценку качеству и последовательности вопросов. Важно
обратить внимание учеников на то, что они должны слушать ответы не только на
свои вопросы, но и на вопросы товарищей, т.е.- собирать информацию.
Для создания задач с неполным условием можно использовать содержание любых
сказок, рассказов, историй, мультипликационных фильмов и т.д. Главное, чтобы они
были хорошо знакомы ребятам. Можно предложить и ученикам придумать свои задачи с
неполным условием.
Например,
- Обитательница водоёма поймала деревянный предмет. После чего её жизнь круто
переменилась. Что произошло?
(Ответ: «Царевна-лягушка»)
- Девочка играла с подружками и внезапно исчезла. Что произошло?
(Ответ: «Снегурочка»)
-Два друга
направились в гости к третьему, в результате хозяин остался без дома. Почему?
(Ответ: «Винни-Пух, Пятачок, Кролик»)
Еще один пример:
От тщеславия она
лишилась пищи... Кто это?
1. |
Она - человек
? |
Нет. |
2. |
Зверь? |
Нет. |
3. |
Рыба? |
Нет. |
4. |
Птица? |
Да. |
5. |
Домашняя |
Нет. |
6. |
Дикая? |
Да. |
7. |
Это ворона? |
Да. |
8. |
Ворона и сыр? |
Да. Данетка отгадана |
Или такой пример: "Он ей что-то сказал,
и она умерла.»
Ясно, что
необходимо выяснить, кто они, и почему она умерла.
1. |
Он и она - это
люди? |
Да. |
2. |
Это известные
(знаменитые) люди. |
Нет. |
3. |
Это ситуация из
какого-нибудь фильма, книги? |
Нет. |
4. |
Это случилось
на работе? |
Да. |
5. |
Имеет ли
значение, где они работали? |
Да. |
6. |
Имеет ли
значение кем они работали? |
Да. |
7. |
Это
производство? |
Нет. |
8. |
Это сельское
хозяйство? |
Нет. |
9. |
Это сфера
услуг? |
Да. |
10. |
-Транспорт? |
Нет. |
11. |
Гостиничный
бизнес? |
Нет. |
12. |
Ресторанный
бизнес? |
Нет. |
13. |
Культура? |
Да. |
14. |
Люди часто
пользуются этими услугами? |
Нет. |
15. |
Это доставляет
человеку физическое удовлетворение? |
Нет. |
16. |
Это доставляет
человеку интеллектуальное удовлетворение? |
Нет. |
17. |
Это доставляет
человеку моральное удовлетворение? |
Да. |
18. |
Это сфера
развлечений? |
Да |
19. |
Эстрада? |
Нет. |
20. |
Комики? |
Нет. |
21. |
Парк
аттракционов? |
Нет. |
22. |
Игры? |
Нет. |
23. |
Цирк? |
Да |
24. |
Она умерла
из-за того, что он отвлекся, когда ей отвечал? |
Нет. |
25. |
Из-за самого
процесса? |
Да! |
26. |
Они были
воздушными гимнастами и выступали под куполом. Он держал партнершу зубами, а
когда стал ей что-то говорить... |
- Да! Разгадано! |
Пример: Скачет по прерии Ковбой.
Подскакивает к салуну. Вбегает в него и кричит: Срочно стакан воды!». Бармен
выхватывает из-за пояса кольт и стреляет в потолок. Ковбой говорит: «Спасибо».
Поворачивается и уходит. Почему?
1.
|
Ковбой хотел напоить лошадь? |
Нет. |
2.
|
У бармена не было воды? |
Нет. |
3.
|
Бармен кого-то испугался? |
Нет. |
4.
|
На потолке висело ведро с водой? |
Нет. |
5.
|
Бармен стрелял кого-то на втором этаже? |
Нет. |
6.
|
Бармен был его врагом? |
Нет. |
7.
|
Они были знакомы? |
Нет. |
8.
|
Ковбой просил воду для себя? |
Нет. |
9.
|
Кто-то еще был в салуне? |
Нет. |
10. |
Выстрел был сигналом? |
Нет. |
11. |
Ковбой получил то, что хотел |
Да. |
12. |
Бармен правильно понял ковбоя? |
Да. |
13. |
Ковбой испугался выстрела? |
Да. |
14. |
Ковбоя мучила икота, испуг от выстрела её прекратил.
|
Да. Разгадано! |
СКАЧАТЬ
Другие ДА-НЕТКИ: скачать |